Инженерные сети и оборудование для раздачи сотовой связи не входят в перечень обязательного при строительстве.
Станция «Горный институт» на оранжевой ветке метро открылась в конце 2024 года. Новый объект порадовал возможностью быстро добраться до ряда важных локаций на Васильевском острове. Отсутствие интернета при въезде в тоннель от «Спасской» поначалу было незаметным, но минуло полгода, а связь так и не появилась, что вызывает все больше вопросов у петербуржцев и гостей города. «РосБалт» разбирался в ситуации.
Трудная дорога к запуску
Метрополитен считается самым сложным при обслуживании видом общественного транспорта в силу множества факторов. Далеким от метростроения людям сложно представить, сколько приходится проводить работ для введения в строй пары транспортных туннелей между новыми станциями.
«Полная готовность объекта подразумевает доводку абсолютно всех систем, отделку служебных помещений и множество других сопутствующих работ. Если ждать их окончания, то фактически уже готовые для пассажиров станции будут простаивать. Кстати, в России и Европе разные представления на этот счет. К примеру, в Хельсинки, на участке продления метрополитена (так называемый проект Länsimetro) внешне готовые и оборудованные станции по два года стояли в ожидании полной приемки и окончания обкаток. Но тот ритм, в котором живут российские города-миллионники, не позволяет так долго ждать, поэтому у нас разрешен допуск людей при получении от Ростехнадзора заключения о соответствии (ЗОС). Это означает, что объекты в необходимом для начала движения объеме готовы и, что самое важное, безопасны для пассажиров. А окончательная приемка, когда закончат то, что пассажир не видит, может произойти значительно позднее», — рассказал историк и исследователь петербургского метрополитена Дмитрий Графов
Интересно, что невидимая для пассажиров работа под землей в районе новых станций может быть направлена как на созидание, так и разрушение лишних элементов.
«Во время строительства требуется множество временных подземных сооружений, которые затем нужно еще правильно ликвидировать, для этого тоже необходимы специалисты самых разных специальностей», — отметил глава Инициативной группы по защите транспортной инфраструктуры (ИГЗТИ) Виктор Орлов.
На фоне всех этих мероприятий налаживание интернета и мобильной связи выглядит далеко не самой первоочередной задачей. Тем более, что, с точки зрения метростроевцев, это и вовсе отдельная история.
Дополнительное оборудование
Как правило, инфраструктура новых подземных объектов не сразу готова к монтажу сторонних устройств, например, базовых станций сотовых операторов. Только после приемки настанет время заключения договора между метро и оператором, затем нужно будет согласовать технические условия подключения к сети метро. И это только подготовительный этап.
«Если мы говорим про оборудование сотовых операторов, то оно не относятся к числу обязательного, изначально прописываемо в проекте. Давайте сравним это с покупкой новой квартиры в новостройке. Застройщик не берет в голову, что будущий покупатель захочет поставить увлажнитель воздуха или кофемашину», — объяснил Дмитрий Графов. — Покладкой интернета занимаются уже сторонние подрядчики, которые укладывают кабели исключительно ночами, соединяют с уже имеющейся системой связи на остальных станциях, монтируют антенны на станциях, вестибюлях и в наклонных ходах, устанавливают шкафы с оборудованием под платформами. Это отдельный мир!».
Прогресс налицо
В недавнем прошлом долгое подключение интернета было связано еще и с некоторой организационной неразберихой, однако сейчас эта ситуация ушла в прошлое.
«Помещения для соответствующей инфраструктуры теперь предусматривают заранее, о чем каких-то лет 10 назад можно было только мечтать. Еще в нулевые приходилось буквально выселять из-под платформ разные службы, чтобы освободить площади для установки шкафов. Теперь же на новых станциях в экспликации помещений я своими глазами видел обозначения — „помещения для оборудования операторов сотовой связи“ и так далее», — отметил Дмитрий Графов.
Некогда ожидание интернета на новых станциях часто превышало год, но теперь можно надеяться на то, что скорость многочисленных процессы согласования и установки будет постепенно сокращаться, тем более, позитивные примеры в России имеются.
«В московском метрополитене связь налаживается тоже не сразу, но все же с недавнего времени не в таких растянутых временных рамках, как это происходит в Петербурге», — высказывает мнение Виктор Орлов.
Впрочем, на новых станциях петербургской подземки, «Путилковской» и «Юго-Западной», по некоторым данным, о возможностях организации мобильной связи решили подумать заблаговременно.
Евгений Богучарский